Типовые задачи (вопросы):

 

1. Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?

2. Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого деяния в экстремальном психическом состоянии (психической напряженности, фрустрации, растерянности)?

3. Какие индивидуально - психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

Типовые задачи (вопросы):

 

1. Каковы индивидуально - психологические особенности Ф.И.О.?

2. Могли ли индивидуально-психологические особенности Ф,И,О, оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?

3. Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности как (перечисляются интересующие судебно - следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость)?

Типовые задачи (вопросы)

 

1. Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством? Если да, то в чем они выражаются?

2. Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, в какой мере мог несовершеннолетний руководить своими действиями?

 

Не рекомендуется ставить вопрос о соответствии интеллектуального возраста подростка его паспортному возрасту. Например: «Какому возрасту соответствует интеллектуальное развитие несовершеннолетнего?» В силу неравномерности, скач­кообразности развития в подростковом возрасте не бывает точного соответствия психического уровня развития физическому, а поэтому данный вопрос принципи­ально неразрешим.

Типовые задачи (вопросы):

 

1.Учитывая уровень психического развития А. и конкретные обстоятельства дела, мог (ла) ли он(а) правильно воспринимать интересующее следствия события, запоминать их и давать о них правильные показания?

2.Каково было психическое состояние свидетеля (потерпевшего) в момент восприятия событий или предметов (указать каких)?

3.Учитывая психологические особенности, психическое состояние свидетеля (потерпевшего) и условия, в которых воспринимались события или предметы (указать какие), мог ли испытуемый их правильно воспринимать?

4.Учитывая уровень психического развития свидетеля (потерпевшего)и его психологические особенности, мог(ла) ли он(а)понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (указать каких)?

5. Имеются ли у А. повышенная склонность к фантазированию?

6. Свойственна ли А. повышенная внушаемость?

 

Следует отметить, что оценка достоверности свидетельских показаний не входит в компетенцию эксперта – психолога. Однако в вопросе №1 правильность показаний не есть тождество достоверности, правильность понимается как адекватность показаний индивидуальным особенностям когнитивной сферы свидетеля, его психическому (эмоциональному) состоянию и условиям восприятия событий, о которых он дает показания.

Типовые задачи (вопросы):

 

1.Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?

2.Могла ли она (он) по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значения для дела?

3.Не находилась ли испытуемая в исследуемый период в эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на ее сознание и психическую деятельность? Если да, то, каким образом?

Типовые задачи (вопросы):

 

1. В каком психическом состоянии находился Ф.И.О. в период, предшествовавший самоубийству?

2. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жесткое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

Рекомендуемые вопросы:

 

1.Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?

2.Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?

3.Выявляет ли ребенок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?

4.Каково действительное[1] отношение ребёнка к отцу и матери?

5.Каково действительное отношение ребёнка к отцу и матери как к родительской паре и к каждому в отдельности? Какими психологическими обстоятельствами это характеризуется?

6.Каково психологическое отношение ребенка к другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?

7.Каково действительное отношение отца к ребенку?

8.Каково действительное отношение матери к ребёнку?



[1]Привязанность и эмоциональный контакт являются не количественными категориями, а качественными (они не измеряются в степенях)

Рекомендуемые вопросы:

 

1.Имеются ли у Ф.И.О. изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда, каков их характер и в чем они выражаются?

2.Имеются ли у Ф.И.О. индивидуально-психологические особенности, которые могли увеличить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий?

3.Существует ли причинно-следственная связь между состоянием потерпевшего (изменением его психического благополучия) и действиями виновного?

 

В тех случаях, когда у суда возникают обоснованные сомнения относительно психического здоровья пострадавшего или факт психического расстройства (в том числе и пограничного) зафиксирован в медицинской документации, экспертиза должна проводиться в комплексной форме (психолого-психиатрическая, в ряде случаев медико - психолого-психиатрическая).

Рекомендуемые вопросы:

 

1.Находилась ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком психическом (эмоциональном) состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий и руководить ими?

2.Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект (сторона сделки) представление о существе сделки?

3.Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?

4.Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию?

5.Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?

Рекомендуемые вопросы:

 

1.В каком психическом состоянии находился ФИО в период проведения следственного (оперативного) действия, зафиксированного на представленной видеозаписи?

2.Имеются ли в речи допрашиваемого ФИО в ходе следственного (оперативного) действия, зафиксированного на представленной видеозаписи, его ответные реплики, содержание которых определялось влиянием извне? Если да, то о каких обстоятельствах в данных ответных репликах идет речь?

3.Мог ли ФИО, исходя из его психического состояния в период проведения следственного (оперативного) действия, зафиксированного на представленной видеозаписи, давать правильные показания?

Рекомендуемые вопросы:

 

1.Содержатся ли в исследуемом тексте лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственного, дискриминационного характера) в отношении какой-либо группы лиц по национальному, расовому, языковому, половому, религиозному и другим признакам, или её представителей?

2.Содержатся ли в исследуемом тексте лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства какой-либо группы лиц или отдельных её представителей?

3.Содержатся ли в исследуемом тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности или превосходства, а также неполноценности человека по признаку принадлежности его к какой-либо группе лиц?

4.Содержатся ли в исследуемом тексте лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды и ненависти по признаку расы, национальности, происхождения?

Рекомендуемые вопросы:

 

1.Имеются ли в представленных на экспертизу текстах переписки пользователей социальной сети… под никами «…» и «…» вербальные средства, обозначающие сферу сексуальных (половых) отношений?

2.Какова тематика представленных переписок?

3.Какова направленность информации, содержащейся в переписке Ф.И.О. с несовершеннолетней Ф.И.О.?

4.Имеются ли в представленных на экспертизу текстах пользователей социальной сети под никами «…» и «…» лингвистические и психологические признаки побуждения? Если да, то к чему побуждают адресата?

5.Содержится ли в тексте переписки лингвистические и психологические признаки побуждения к каким-либо действиям, в том числе к действиям сексуального характера?

Рекомендуемые вопросы:

 

1.Содержатся ли в представленной на экспертизу переписке психологические и лингвистические признаки побуждения? Если да, то к совершению каких действий и в каких именно словесных формах?

2.Содержатся ли в переписке, представленной на экспертизу, психологические и лингвистические признаки склонения лица к совершению самоубийства? Если да, в каких словесных формах признаки выражены?

3.Содержатся ли в тексте переписки, представленном на экспертизу, психологические и лингвистические признаки унижения человеческого достоинства? Если да, то в каких словесных формах признаки выражены?