Судебная лингвистическая экспертиза (СЛЭ) проводится в ФБУ Омская ЛСЭ Минюста России с 2010 года и ориентирована на запросы следственных и судебных органов при расследовании дел о межнациональных отношениях, о противодействии экстремизму, по фактам оскорбления и клеветы, а также по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации.

СЛЭ позволяет с помощью экспертных методов выявлять смысл, заложенный в исследуемом тексте, предложении, слове, устанавливать объем и содержание понятий и объяснять их роль.

Объектами лингвистической экспертизы являются тексты печатных средств массовой информации, радио- и телепередач, выступлений, договоров, соглашений, протоколов и других документов.

  Формулировка вопросов (по спорным текстам в связи с делами о защите чести, достоинства и деловой репутации):

1. Содержатся ли в статье… выпуска №… журнала (газеты) «…» сведения о… (Ф.И.О.), его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержатся эти сведения?

2. Если в вышеуказанных фразах имеются сведения о… (Ф.И.О.), то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?

3. В каких фрагментах статьи «…» (название) содержится негативная информация о физическом или юридическом лице/общественной организации/фирме/учреждении «…» (название)? В какой форме она выражена (утверждение о фактах, которые можно проверить на соответствие действительности, или оценка, мнение, предположение)?

4. В каком значении употреблено слово (словосочетание, конструкция) «…» в…контексте абзаца «…» предложения: «…» в статье, опубликованной в…?

5. Являются ли сведения, изложенные в абзаце «…» (цитата), утверждениями о фактах, если да, то каких, или мнением автора статьи (журналиста, редакции)?

9. Могут ли сведения… быть квалифицированы как порочащие честь, достоинство и деловую репутацию… истца?

10. Каково значение следующего предложения (фрагмента текста):… (привести предложение или фрагмент текста)?

11. Следует ли из содержания следующего предложения (фрагмента текста) (привести предложение или фрагмент текста), что… (привести возможное понимание приведенного предложения или фрагмента текста)? Допускает ли это предложение (фрагмент текста) иное понимание?

12. Каково коммуникативное намерение автора следующего предложения (высказывания, фрагмента текста)… (привести предложение): сообщение информации, выражение оценки, угрозы, насмешки, выражение чувств и т.п.?

13. Каковы значения слова (словосочетания)… в современном русском языке, в каком из них оно употреблено в данном тексте? Какова сфера употребления слова (словосочетания) в этом значении, содержит ли оно положительную или отрицательную оценку?

14. Является ли информация, содержащаяся в предложении (фрагменте текста) нейтральной, положительной (позитивной) или отрицательной (негативной)?

15. Какова форма выражения этой информации: утверждение, мнение, предположение, вопрос, оценочное суждение?

 

Формулировка вопросов (по спорным текстам в связи с делами по обвинению в клевете):

1. Содержится ли в статье «…» негативная информация о лице? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация?

2. Относится ли фраза к конкретному лицу (=адресована ли фраза конкретному лицу)?

3. Содержится ли в статье «…» негативная информация о деловой репутации

юридического лица/общественной организации/фирмы/учреждения «…» (название)?

4. В какой форме — утверждения о фактах или оценочного суждения — представлена информация?

 

Формулировка вопросов (по спорным текстам в связи с делами по обвинению в оскорблении):

1. Имеется ли в высказываниях… резкая, выраженная в грубой, циничной форме отрицательная оценка личности гражданина (Ф.И.О.)?

2. Выражена ли отрицательная оценка в циничной, неприличной форме, противоречащей правилам поведения, принятым в обществе?

3. Идет ли речь в высказывании, содержащем отрицательную оценку личности в неприличной форме, именно о гражданине (Ф.И.О.)?

4. Выражена ли информация, касающаяся… (Ф.И.О.), в оскорбительной (неприличной) форме?

5. Употреблено ли слово (словосочетание) в данном тексте в следующем значении?

 

Формулировка вопросов (по спорным текстам в связи с делами по обвинению в призывах к осуществлению экстремистской деятельности, в возбуждении вражды либо ненависти, а равно унижении человеческого достоинства, а также по признакам, обозначенным в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ):

1. Имеются ли в текстах «…» слова, выражения или высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо одной национальной, конфессиональной или социальной группы по сравнению с другими социальными категориями?

2. Имеются ли высказывания враждебного, агрессивного или уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической или социальной группы?

3. Имеются ли высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям против лиц определенной социальной группы?

4. Есть ли высказывания в форме утверждения о природном превосходстве одной нации и неполноценности, порочности другой?

5. Есть ли высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной, конфессиональной группы против другой?

6. Имеются ли высказывания, оправдывающие или обосновывающие противоправные (экстремистские) действия против лиц определенной национальности, религии или иной социальной принадлежности?

7. Содержатся ли в тексте призывы к насильственным действиям по отношению к представителям этнической (конфессиональной, социальной и т.п.) группы (указать, какой именно)?

8. Содержатся ли в представленных материалах лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды или ненависти к какой-либо национальной, религиозной или расовой группе?

9. Содержатся ли в представленных материалах призывы, если да, то к чему побуждает автор аудиторию?

10. Содержатся ли в представленных материалах лингвистические и психологические признаки пропаганды превосходства, исключительности либо неполноценности какой-либо расовой, религиозной, национальной группы?

11. Содержатся ли в представленных материалах отрицательные оценки, уничижительные характеристики, негативные установки по отношению к какой-либо национальной, религиозной или расовой группе или к отдельным лицам как её представителям?

12. Содержится ли в представленных материалах информация, оправдывающая применение насилия по отношению к представителям какой-либо национальной, религиозной или расовой группы?

13. Какое психологическое воздействие призваны оказывать представленные на исследование материалы?