Судебная психологическая экспертиза (СПЭ) в ФБУ Омская ЛСЭ Минюста России направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей.

Объектом СПЭ является здоровая психика личности. Предметом СПЭ является установление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий следователя (суд) момент. СПЭ проводится амбулаторно одним экспертом, а в случае необходимости комиссией экспертов. Назначение СПЭ целесообразно в тех случаях, когда психическое здоровье направляемых на экспертизу лиц не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы.

Поэтому СПЭ не должна предшествовать судебно-психиатрической экспертизе (или проводиться параллельно с ней в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы).

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

Предметом СПЭ данного вида является ситуативная способность несовершеннолетнего правонарушителя осознавать фактический характер своих противоправных действий и руководить ими в юридически значимой ситуации (обусловленная как индивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетнего, так и особенностями исследуемой ситуации).

 

Формулировка вопросов:

1. Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством? Если да, то в чем они выражаются?

2. Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, мог ли несовершеннолетний в момент совершения инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?

3. Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, в какой мере мог несовершеннолетний руководить своими действиями?

 

К числу факультативных, дополнительных могут быть поставлены вопросы:

• какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение несовершеннолетнего в исследуемой ситуации?

• о наличии повышенной внушаемости (например, при расследовании групповых преступлений, а также при наличии непоследовательности несовершеннолетнего при даче им показаний);

• о повышенной склонности к фантазированию (при противоречивости показаний);

• об эмоциональном состоянии (когда есть основания предполагать наличие состояния аффекта, чаще кумулятивного, или другого эмоционального состояния, которое могло повлиять на психическую деятельность и поведение несовершеннолетнего).

Не рекомендуется ставить вопрос о соответствии интеллектуального возраста подростка его паспортному возрасту. Например: «Какому возрасту соответствует интеллектуальное развитие несовершеннолетнего?» В силу неравномерности, скачкообразности развития в подростковом возрасте не бывает точного соответствия психического уровня развития физическому, а поэтому данный вопрос принципиально неразрешим.

 

Психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших

Основанием для назначения данного вида экспертизы является, прежде всего, противоречивость показаний свидетелей/потерпевших о юридически значимых фактах. К числу задач, решаемых экспертом в рамках данного вида СПЭ, относятся:

• установление способности правильно воспринимать отдельные факты или внешнюю сторону событий;

• установление способности правильно воспринимать внутреннее содержание событий или действий, т.е. понимать их; установление влияния условий восприятия на способность правильно воспринимать важные для дела обстоятельства.

 

Формулировка вопросов:

1. Учитывая уровень психического развития А. и конкретные обстоятельства дела, мог(ла) ли он(а) правильно воспринимать интересующие следствия события, запоминать их и давать о них правильные показания?

2. Каково было психическое состояние свидетеля (потерпевшего) в момент восприятия событий или предметов (указать, каких)?

3. Учитывая психологические особенности, психическое состояние свидетеля (потерпевшего) и условия, в которых воспринимались события или предметы (указать, какие), мог ли испытуемый их правильно воспринимать?

4. Учитывая уровень психического развития свидетеля (потерпевшего) и его психологические особенности, мог(ла) ли он(а)понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (указать, каких)?

5. Имеются ли у А. повышенная склонность к фантазированию?

6. Свойственна ли А. повышенная внушаемость?

Следует отметить, что оценка достоверности свидетельских показаний не входит в компетенцию эксперта-психолога. Однако в вопросе № 1 правильность показаний не есть тождество достоверности, правильность понимается как адекватность показаний индивидуальным особенностям когнитивной сферы свидетеля, его психическому (эмоциональному) состоянию и условиям восприятия событий, о которых он дает показания.

Психологическая экспертиза об установлении способности подсудимого осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность и/или способности руководить ими в зависимости от психического состояния, психологических особенностей и особенностей юридически значимой ситуации.

 

Формулировка вопросов:

1. Учитывая уровень психического развития, психическое состояние и конкретные обстоятельства дела, мог ли обвиняемый в полной мере осознавать фактический характер своих действий и их общественную опасность?

2. Учитывая уровень психического развития, психическое состояние и конкретные обстоятельства дела, мог ли обвиняемый в полной мере руководить своими действиями?

3. Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого могли существенно повлиять на принятие решения о совершении инкриминируемых ему действий?

4. Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого повлиять на его поведение в момент совершения противоправных действий?

5. Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности личности, как импульсивность, жестокость, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость, подчиняемость и др. (конкретизируется в зависимости от обстоятельств конкретного дела)?

 

Психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальном насилии

Объектом данного вида СПЭ могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. Изнасилование — половое сношение, совершенное с использованием беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего). Соответственно, основной задачей здесь является установление способности потерпевшей (потерпевшего) правильно оценивать ситуацию, понимать характер и значение совершавшихся с нею действий, социальное значение происходивших с нею событий, а также способности оказывать сопротивление сексуальным посягательствам (следует отметить, что подавляющее большинство экспертиз данного вида назначается в отношении малолетних и несовершеннолетних потерпевших).

 

Формулировка вопросов:

1. С учетом психического состояния, психологических особенностей потерпевшего лица и особенностей исследуемой ситуации, могла ли он(а) правильно понимать характер и значение совершаемых с ним(ей) действий?

2. С учетом психического состояния, психологических особенностей потерпевшего лица и особенностей исследуемой ситуации, мог(ла) ли он(а) оказывать осознанное и действенное сопротивление?

3. Не находилась ли испытуемая в исследуемый период в эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на ее сознание и психическую деятельность? Если да, то каким образом?

Следует отметить, что когда потерпевшими являются малолетние (в возрасте до 10 лет), то в силу их неспособности понимать характер и значение действий сексуального характера и, как следствие, неспособности оказывать осознанное сопротивление сексуальному посягательству, на разрешение экспертизы ставят вопросы, которые ориентируют эксперта на решение экспертной задачи, связанной со способностью ребенка адекватно (правильно) воспринимать обстоятельства происходящего, сохранять в памяти данную информацию и давать о случившемся правильные (адекватные) показания (сопутствующими будут вопросы о повышенной внушаемости и повышенной склонности к фантазированию).

 

Психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний

Предметом СПЭ данного вида является способность субъекта с учетом его психического состояния к осознанно-волевому поведению в юридически значимой ситуации.

Объектом СПЭ является собственно психическое состояние субъекта в юридически значимой ситуации; комплекс устойчивых индивидуально-психологических особенностей, особенности криминальной ситуации (с точки зрения ее экстремальности и аффектогенности).

 

Формулировка вопросов:

1. Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?

2. Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого деяния в экстремальном психическом состоянии (психической напряженности, фрустрации, растерянности)?

3. Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

4. Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

 

Посмертная судебно-психологическая экспертиза

Посмертная судебно-психологическая экспертиза или экспертиза в отношении лица, окончившего жизнь самоубийством1, позволяет следствию расследовать факт смерти в условиях неочевидности (суицид, несчастный случай, убийство с инсценировкой самоубийства, доведение до самоубийства).

Задача СПЭ в таких случаях заключается в установлении наличия у суицидента в период, предшествовавшей смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, а также причины этого состояния.

Предметом посмертной СПЭ является психическое состояние суицидента, предшествовавшее самоубийству.

Объектами исследования являются: информация о личности субъекта, его психическое состояние в период, предшествовавшей смерти (отраженные в материалах уголовного дела), продукты психической деятельности (письма, записки, рисунки,

аудио-, видеозаписи).

 

Формулировка вопросов:

1. Было ли психическое состояние А. в период, предшествовавший смерти, предрасполагающим к самоубийству и, если оно было таковым, чем это состояние вызывалось?

2. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

 

Судебно-психологическая экспертиза по фактам аварий  на транспорте и производстве

Предметом СПЭ по фактам аварий на транспорте и производстве является способность субъекта к адекватному отражению особенностей конкретной ситуации, их осознанию, принятию адекватного решения по предотвращению негативных последствий и его реализации.

Объектом экспертного исследования является психическая деятельность человека при выполнении им профессиональных функций в юридически значимой ситуации. Эмоциональное состояние субъекта в юридически значимой ситуации является одним из конкретных объектов исследования, равно как устойчивые профессионально значимые индивидуально-психологические свойства.

 

Формулировка вопросов:

1. Мог ли испытуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно понимать (оценивать) требования экстремальной ситуации?

2. С учетом способности испытуемого к установлению причинно-следственных связей и общего уровня его интеллектуального развития, его профессионального опыта, мог ли он предвидеть наступление опасных последствий, принять правильное решение и реализовать его?

3. Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемых действий в психическом состоянии, которое могло вызвать существенное снижение качества профессиональных функций, возможности совершать действия по предотвращению опасных последствий?

 

Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза по делам о преступлениях экстремистской направленности

Судебная экспертиза спорных текстов экстремистской направленности назначается, когда при расследовании или судебном разбирательстве возникает необходимость установить факты, связанные с содержанием или направленностью текстов (высказываний).

Объектом психолого-лингвистической экспертизы является текст как продукт речевой и коммуникативной деятельности и поведения человека (автора текста). Основные задачи и типы вопросов зависят от конкретных разновидностей значений, специальных признаков, наличие/отсутствие которых должен установить эксперт.

 

Формулировка вопросов:

1. Содержатся ли в представленных материалах лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды или ненависти к какой-либо национальной, религиозной или расовой группе?

2. Содержатся ли в представленных материалах призывы, если да, то к чему побуждает автор аудиторию?

3. Содержатся ли в представленных материалах лингвистические и психологические признаки пропаганды превосходства, исключительности либо неполноценности какой-либо расовой, религиозной, национальной группы?

4. Содержатся ли в представленных материалах отрицательные оценки, уничижительные характеристики, негативные установки по отношению к какой-либо национальной, религиозной или расовой группе или к отдельным лицам как её представителям?

5. Содержится ли в представленных материалах информация, оправдывающая применение насилия по отношению к представителям какой-либо национальной, религиозной или расовой группы?

6. Какое психологическое воздействие призваны оказывать представленные на исследование материалы?

Требование к материалам зависит от типа исследуемого объекта. Если текст письменный, опубликованный в газете, журнале и т.п., экспертам необходимо предоставить оригинал издания, при невозможности — соответствующим образом заверенную (отражающую все особенности объекта) копию всего издания. Если исследованию подлежит текст книги, экспертам должна быть предоставлена книга и дополнительно ее электронная копия в текстовом формате (в формате Word). При этом эксперт должен иметь полное представление и о внешнем виде объекта (шрифтовые выделения, расположение на полосе, расположение на интернет-странице, рисунки и пр.), а не только о его содержании. Поэтому эксперту должны быть предоставлены не только текст, но и оригинал изделия (газеты, книги), в котором он был опубликован.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

По фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в его воспитании. Задачей судебно-психологической экспертизы при рассмотрении указанных дел является исследование индивидуально-психологических особенностей ребенка и его родителей, психическое состояние ребенка; изучение системы ценностей и отношений, стиль воспитания каждого родителя; сложившаяся ситуация и система межличностных отношений; прогнозирование психического и личного развития ребенка с учетом различных вариантов условий его общения с родителями и другими родными и близкими (например, бабушками, дедушками, новыми супругами родителей и т.д.).

 

Примечание: СПЭ вряд ли целесообразно назначать в тех случаях, когда родитель (родители) ведут

аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем либо наркотиками и т. п.

 

Формулировка вопросов:

1. Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?

2. Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?

3. Каково психологическое отношение ребенка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?

4. Выявляет ли ребенок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?

 

В случае наличия информации о психическом или неврологическом заболевании ребенка, остроте реакции на семейный конфликт может возникнуть необходимость назначения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ).

В таком случае целесообразно, помимо перечисленных, поставить вопросы:

1. Не страдает ли ребенок каким-либо психическим расстройством (нарушением психического развития)?

2. Имеются ли у ребенка психические расстройства, обусловленные семейным конфликтом?

Решение экспертами перечисленных вопросов, несомненно, даст существенную информацию суду о ребенке, его состоянии, однако этого будет недостаточно для собственно судебного разрешения вопросов о том, с кем из родителей следует постоянно проживать ребенку, может ли негативно повлиять на ребенка общение с отдельно проживающим родителем или, наоборот, отсутствие такого общения и т.п. Полную картину сложившейся ситуации, выявление «подводных камней», всегда существующих в таких делах, даст экспертное обследование родителей ребенка (особенно в тех случаях, когда формально оба родителя положительные люди, декларирующие исключительную заботу об интересах ребенка, однако не сумевших или не пожелавших в силу глубоких обид самостоятельно, без участия сторонних лиц (в данном случае суда) конструктивно разрешить семейный конфликт).

 

Формулировка вопросов:

1. Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери)?

2. Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение к ребенку отца (матери)?

3. Каковы психологические взаимоотношения между отцом и матерью?

4. Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?

Когда в материалах дела имеется информация о том, что родитель страдает психическим расстройством либо неврологическим или тяжелым соматическим заболеванием, выявляет неадекватное поведение, совершал суицидальные попытки (в том числе неоднократно, в период, когда у него уже был ребенок), в отношении него следует назначать КСППЭ и дополнительно к вышеперечисленным ставить такие вопросы, как:

1. Не страдает ли отец (мать) каким-либо психическим расстройством?

2. Могут ли особенности психического состояния родителя/воспитателя (если есть психические расстройства, неврологические или серьезные соматические заболевания, суицидальные попытки) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?

Судебно-психологическая экспертиза юридически значимых последствий по факту причинения морального вреда по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда.

Объектом СПЭ по делам о компенсации морального вреда является психическая деятельность лица, претендующего на компенсацию морального вреда (пострадавшего) в юридически значимый период.

Поводом для назначения экспертизы служат:

• отсутствие, недостаточность или противоречивость данных о психологических компонентах нравственных страданий субъекта (исходные данные ограничены, противоречивы, недостаточны);

• обоснованные сомнения относительно степени нравственных страданий, заявленных пострадавшим;

• сомнения в наличии причинно-следственной связи между правонарушением и негативными изменениями психической деятельности пострадавшего.

 

В компетенцию эксперта-психолога входит:

• установление психологических компонентов нравственных страданий (изменений психической деятельности);

• выявление причинно-следственной связи между установленными изменениями психической деятельности и действиями (бездействиями) причинителя вреда;

• исследование индивидуально-психологических особенностей пострадавшего.

 

В компетенцию эксперта-психолога не входит:

• определение физических страданий;

• установление факта морального вреда и нравственных страданий;

• отнесение выявленного и описанного психического состояния к определенной

нозологической группе;

• определение размеров компенсации морального вреда.

 

Формулировка вопросов:

1. Имеются ли у Ф.И.О. негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чем они выражаются?

2. Имеется ли причино-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности испытуемого и действиями (бездействием) N. (причинителя вреда)?

3. Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?

В тех случаях, когда у суда возникают обоснованные сомнения относительно психического здоровья пострадавшего или факт психического расстройства (в том числе и пограничного) зафиксирован в медицинской документации, экспертиза должна проводиться в комплексной форме (психолого-психиатрическая, в ряде случаев медико-психолого-психиатрическая).

 

Психологическая экспертиза по делам о сделках, совершенных лицами с пороками воли

Как правило, данная экспертиза проводится либо комплексно с экспертами-психиатрами в психиатрических больницах, либо после проведения психиатрической экспертизы в случае, когда установлен факт вменяемости лица на момент заключения сделки. Психологическая экспертиза назначается в тех случаях, когда лицо, заключившее ту или иную сделку, утверждает, что в тот период находилось в состоянии (соматическое заболевание, переживание психотравмы, стресс, фрустрация, подверженность психическому влиянию со стороны третьих лиц), которое препятствовало адекватному пониманию значения своих действий, их правовых и имущественных последствий, либо тогда, когда есть утверждение, что сделка совершалась под влиянием тяжелых обстоятельств. Часто истцами по таким делам являются люди преклонного возраста, страдающие сосудистой патологией.

 

Примечание: при рассмотрении данной категории дел возможно назначение посмертной экспертизы.

 

Формулировка вопросов:

1. Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком психическом (эмоциональном) состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий и руководить ими?

2. Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект (сторона сделки) представление о существе сделки?

3. Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?

4. Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию?

5. Мог ли субъект в период, относящийся к сделке, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?

6. Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?